ПРОЕКТЫ 


  АРХИВ 


  СТАТЬИ 


Антиспам-технологии 

Internet, WWW, UNIX 

Фото 


  ПЕРСОНАЛЬНОЕ 


  ПРОГРАММЫ 



ПИШИТЕ
ПИСЬМА

outstaffing casper developers in Ukraine













     СТАТЬИ :: Фото

Домашняя проявка цветных негативов в условиях экономики переходного периода

Издание второе, переработанное
(C) 2004, Алексей Тутубалин

Зачем это нужно?

Самостоятельно проявлять цветные пленки я начал примерно год назад. Это оказалось совершенно несложным делом, причем результат был таков, что остался единственный вопрос: "а почему, собственно, я не стал так делать раньше?". Я успешно проявляю и негативы (C-41) и слайды (E-6), естественно и ч-б тоже.

Достоинств оказалось много, перечислю некоторые:

  • Ощущения, когда вы достаете свежепроявленные слайды из бака и рассматриваете, - передать невозможно. Одни положительные эмоции.
  • На пленках нет царапин, нет следов плохой промывки, нет отпечатков пальцев девочки-приемщицы. А если кто и поцарапал, то вы сами.
  • Все ошибки - свои собственные. Вы не зависите от состояния оператора проявки или от желания его начальства поэкономить на химии. При определенной аккуратности, впрочем, фатальных ошибок легко избежать, у меня за год их не случилось ни одной. Ошибки, когда вы хотели 'Push+2', а приемщица записала 'Pull -1' тоже исключены.
  • Проявлять самому - быстро.
    То-есть формально "от сухого к сухому" проходит около 2 часов, но в это время входит час прогрева процессора (Jobo CPE2 в моем случае) и 40 минут на сушку пленки. Собственного времени уходит - несколько минут на установку всего в ванной, разведение растворов, зарядку пленок в баки и 20 минут на цикл проявки для негативного процесса (а из этих 20 минут критична только стадия проявления, которая занимает 3 минуты, в течение которых отвлекаться не стоит).
    В-общем, на проявку одной порции пленок я трачу меньше своего времени, чем дорога в приличную лабораторию в одну сторону (от меня до Пролаба 15-20 минут на такси, если нет пробок).
    Проявление слайдов занимает несколько больше и критичных фаз там две - оба проявления, но суть от этого не меняется.
  • Качество проявки негатива заметно выше, в сравнении с профессиональным Пролабом - мельче зерно, лучше баланс цветов. При этом стоимость расходников при использовании 5-литровых hobby packs от Jobo - практически одинакова c Пролабом. Почему в Пролабе хуже - я не знаю.
  • Качество проявки слайдов - не хуже чем в Пролабе (забывая об их проблемах с промывкой, слайды оттуда часто приходилось перемывать). При этом стоимость проявки (т.е. расходников - 5-литровые наборы FujiHunt) получается в 2.5 раза меньше, чем Пролабовская проявка слайда.
Конечно, вместе с достоинствами - есть и расходы. Как минимум, нужны баки, хороший градусник и посуда для разведения/смешения химикатов. Желателен источник чистой воды, лучше дистиллята. Термостатировать в тазике - мучительно, поэтому захочется проявочную машину (вроде Jobo CPE/CPA/CPP-2). Впрочем, даже если делать все "по-взрослому", то расходы не превысят стоимости одного не слишком дорогого объектива (а у меня они давно окупились за счет экономии на такси дом-Пролаб-дом :) - проявочные машины сейчас активно и недорого продаются, дистиллятор можно заменить хорошим фильтром для воды.

Чтобы не смешивать понятия - в дальнейшем в этом тексте речь пойдет только о проявке негативов по C-41. Проявка слайдов в настоящий момент в Москве проблемы не представляет - химикаты доступны в виде 5-литрового набора от FujiHunt.

Где брать химию

Жизнь идет и летом 2003 года наборы Jobo для C-41 из продажи пропали. То ли нет спроса, то ли поставщику надоело возиться, но пропали. Вялые попытки Экта-Ф выйти из положения были парадоксальны - в продаже у них появился концентрат проявителя Kodak, но без стартера к нему и сопутствующей химии (отбеливатель, фиксаж, стабилизатор), а на уговоры продавать полный комплект они не поддавались. В том же магазине были наборы Agfa, но на 500 мл (4 пленки при однократном использовании растворов), а цена их была несуразной.

Пришлось выходить из положения самостоятельно.

Первым что я опробовал, была химия Champion (на момент написания данного текста сайт недоступен). Их проявитель для процесса C-41B дал вполне приемлемые результаты, но и только - не удавалось подобрать правильный контраст, были вопросы по зернистости. В-общем, желание связываться с "независимыми" - пропало, хотелось чего-то солидного, Kodak или Fuji или, в крайнем случае, Agfa. Химикаты этих производителей продаются свободно.... но для минилабного процесса C-41RA, который несколько отличается. Пришлось думать, что можно получить из легко доступной химии для этого процесса.

Изучив различные возможности, я пришел к сегодняшнему решению, описанному ниже. Главным источником информации, естественно, оказался Internet: документация Kodak, форумы Photo.Net, архив ньюсгрупп на google и Photo binbook. Хочется выразить отдельную благодарность Илье Боргу за его терпение и желание помочь.

Теория

Стандартным на сегодня процессом проявки цветной негативной пленки является процесс C-41, имеющий, согласно документу Kodak Z131, такие стадии (в скобках - время в минутах):
  • Проявка (3:15)
  • Отбелка (4:20-6:30)
  • Промывка-1 (1:00-3:15)
  • Фиксирование (4:20-6:30)
  • Промывка (2:10-3:15)
  • Стабилизация (1:05)
Как видно, полный процесс занимает около 20 минут и требует двух промывок. В минилабной практике желательно максимально сократить промывки, чтобы не подключать машину к стоку воды и водопроводу; неплохо так же сократить время обработки. Эти пожелания привели к появлению процесса C-41B (без промывок, увеличенное время стабилизации, несколько сокращенное время отбелки и фиксирования, общее время процесса - около 15 минут) и процессов C-41RA (сильно ускоренные отбелка и фиксирование, промывка перед стабилизатором, общее время 6:15-6:45) и C-41RANP (C-41RA без промывки). Большинство современных минилабов работает по C-41RA и его вариациям, поэтому и химикаты продаются именно для этого процесса.

Интенсивная отбелка и фиксирование требуют интенсивного перемешивания и короткого времени смены растворов, что трудно обеспечить в домашних условиях. Разберем возможные дома вариации процесса поподробнее.

Проявка

Процесс проявки во всех вариациях C-41 - с практической точки зрения одинаков, использование проявителя от C-41RA вместо проявителя от C-41B вполне возможно, собственно сами производители их и не делят. Таким образом, проблема проявителя решается просто - минилабный проявитель C-41RA для дома вполне подходит.

Стоп-ванна

Классический процесс C-41 преполагает слабокислый pH у отбеливающей ванны и отсутствие этапа остановки проявления. Однако для отбелки на красной кровяной соли без pH-буферизации, использование стоп-ванны рекомендуется многими авторами. Мной был проделан отдельный вычислительный эксперимент по оценке pH и буферной емкости некоторых буферов. Рекомендация - использовать уксусно-ацетатный буфер с начальной pH около 4.8-5.

Отбеливание

Найти рецепт отбелки для процесса C-41RA не удалось. Таким образом, понять содержится в этом растворе, можно ли его разбавить для получения разумных времен при ручной обработки и т.п. - тоже не удалось. Использовать отбелку для C-41B от CPAC или Champion - не хотелось совершенно. Удалось найти несколько вариаций рецептов отбелки на красной кровяной соли, из которых был использован простейший.

Фиксирование

Найти актуальный рецепт фиксажа C-41RA тоже не удалось, однако этот этап химически весьма прост, а высокая скорость достигается, по всей видимости, за счет более высокой концентрации химикатов (на эту мысль наводит большая плотность раствора).

Так как перефиксировать - достаточно трудно, то решением является некоторое разбавление доступного фиксажа C-41RA, желательным является контроль pH при фиксировании (целевое значение pH фиксажа для C-41 - 6-7, для C-41RA те же 6-7 для рабочего бака и 7.25-7.5 для свежего пополнителя, таким образом, желательно попасть в pH около 7).

Стабилизатор

Проблема стабилизации решается так же просто, как и с проявителем - стандартный стабилизатор Kodak для C-41 одинаков для всех вариаций процесса. Как и проявитель, стабилизатор можно использовать в стандартном разведении.

Приборы и материалы

Итак, вооружившись кошельком, я поехал в компанию Л-Фото и приобрел там:
  • Проявитель Kodak C-41 LORR (low replenishment rate) - упаковка 4x10 литров
  • Стартер проявителя C-41 (Kodak) - 1 бутыль.
  • Фиксаж C-41RA - упаковка 2x10 литров
  • Стабилизатор для C-41 - бутыль для приготовления 100 литров
Все вместе мне обошлось примерно в 2100 рублей или $75.
Сразу оговорюсь, "литры" - это объем пополняющего раствора, который получается из концентрата. Рабочего раствора проявителя и фиксажа получается больше, чем написано на упаковках.

Доставшиеся мне химикаты были производства Переславля-Залесского, за исключением стартера проявителя, который был Made in France. Страна происхождения может быть существенной т.к. у кодака правая рука про левую знает плохо и это надо учитывать при составлении раствора (см. ниже - инструкция по разведению химии с сайта Kodak не соответствовала поставке раствора).

Для приготовления отбелки мне понадобились:

  • Красная кровяная соль (калия гексацианоферрат(III) или калий железосинеродистый)
  • Бромистый калий (калия бромид)
Этими химикатами со мной любезно поделились коллеги, но в условиях крупного города купить их можно в любой компании, торгующей химикатами, стандартной фасовки хватит на большое количество раствора. Стоимость обоих химикатов невелика - примерно 100 рублей за килограмм для маркировки "ч" (чистый).

Приготовление растворов

Для приготовления всех растворов я использую дистиллированную воду, полученную на мембранном дистилляторе.

Проявитель

Беру документ Kodak CIS49 ("приготовление небольших объемов растворов"), читаю там, что для приготовления 1 литра пополнителя проявителя нужно 80 мл. части А и по 11.2 мл. частей B и C. Смотрю на доставшиеся мне бутылки - они все разные, B и C разные количества, а инструкция нарисована на этикетке "8 литров воды, все три флакона, долить до 10 литров".

Матерюсь, беру мензурки, измеряю количества растворов в пузырьках, получаю, что на 10 литров пополнителя идет 780 мл. части "А" (я так и не знаю - это 20 мл. недолив или действительно 780), 160 мл. части "Б" и 510 мл. части "С".

Рабочий раствор готовится из пополнителя, добавлением стартера и разбавлением, вот финальный рецепт для приготовления из концентратов:

  • 600 мл. воды
  • 60 мл. части "А" проявителя
  • 12.2 мл. части "Б"
  • 39 мл. части "C"
  • 30 мл. стартера проявителя
  • долить водой до 1 литра
После добавления каждого концентрата нужно тщательно размешивать, ибо проявляющее вещество нестойко в сильно щелочной среде, а флуктуации в неразмешаном растворе могут быть заметными.

Стоп-ванна

Я использовал ильфордовскую стоп-ванну ILFOSTOP на лимонной кислоте с цветным индикатором. По науке, правильнее было бы составить буферную стоп-ванну из 6 мл/л ледяной уксусной кислоты и 15 г/л безводного ацетата натрия (подробнее см отдельный текст про буферы), но по опыту - получилось неплохо и так. Разведение стоп-ванны было стандартное 1:19. Ванна используется повторно, пока индикатор не начнет менять цвет.

Отбелка

Использовалась классическая отбелка на красной кровяной соли без буферизации:
  • 750 мл. воды
  • 80 г. красной кровяной соли
  • 20 г. бромистого калия
  • долить до 1 литра после растворения
В процессе растворения происходит сильное охлаждение раствора, удобнее растворять в теплой воде.

Фиксаж

Для приготовления фиксажа для процесса C-41RA концентрат нужно разбавить водой 1:1. Так как я собирался увеличить время фиксирования, то использовалось разведение 4:6, взятое от фонаря. Эксперименты с различным разведением фиксажа и временем фиксирования у меня запланированы, но еще не проведены.

Стабилизатор

Использовалось стандартное разведение концентрата стабилизатора - 10 мл на 1 литр раствора.

Нормы использования растворов

Все растворы, кроме стоп-ванны, используются однократно. Проявляю я в баках Jobo серии 15xx, таким образом, на одну пленку уходит 114-140 мл. раствора. Это несколько расходится с рекомендациями Kodak, который рекомендует 200-330 мл. проявителя на пленку, но для несколько других условий. В любом случае, результат меня устраивает, хотя и наблюдается минимальный (в пределах допусков) уход плотностей зеленого в светлых частях негатива, что является свидетельством повышенного окисления проявителя. Другими словами, если есть возможность увеличить порцию проявителя, то это, наверное, следует делать.

Времена обработки

Полная таблица обработки выглядит следующим образом:

ЭтапВремя
(мин или мин:cек)
Температура0 CЗамечания
Прогрев бака 5-15 38+-1 Jobo рекомендует минимум 5 минут, Kodak - 2-6 минут, перестараться тут трудно
Проявление 3:15 38+-0.15 Поддержание одинаковой температуры, времени и интенсивности перемешивания считаются ключевыми факторами, обеспечивающими повторяемость результата
Стоп-ванна 0:30-1:00 38+-1 Время определяется проникновением раствора в эмульсию
Отбелка 5:00 38+-1 Время обработки, похоже, можно сократить, но требуются эксперименты
Промывка 2:30 38+-1 3-4 смены воды
Фиксирование 5:00 38+-1 За 5 минут фиксирование точно проходит полностью. Время, возможно, можно и сократить
Промывка 2:30 38+-1 3-4 смены воды
Стабилизация 1-2 комнатная температура в отдельной емкости. Jobo всячески предупреждает не наливать стабилизатор в бачок
Примечания:

  • Отбелка и фиксирование идут "до конца", поэтому переотбелить или перефиксировать трудно.
  • Температуры, начиная со стоп-ванны, некритичны, Kodak для своих растворов указывает их как 24-41 градус для погружных процессоров и 24-38 для ротационных. Более точно температуры специфицированы только для процесса C-41RA с его короткими стадиями.

Результаты

Процесс проверялся методом проявки контрольных полосок (control strips) от Champion. В качестве значения для сравнения использовался результат проявки набором Jobo и reference-strip. Вместо денситометра использовался RAW-скан со сканера Nikon 5000ED с фиксированной экспозицией.

Результат - отклонения от проявки Jobo по всем основным контролируемым параметрам (Dmaxb-YPb, контраст по каналам, значения Dmin) не превышают 0.03D т.е. находятся в пределах допустимой погрешности, не требующей коррекции. Наибольшие отклонения по каналам - в зеленом канале в области низких плотностей (патчи LD, Y) у проявки Jobo оптическая плотность выше, отклонение в пределах 0.08D т.е. тоже допустимое. Так как по этому параметру Jobo выбивается из ряда тестов (включая проявку проявителем Champion), возможной причиной отклонения является небольшая ошибка при составлении именно раствора Jobo. В любом случае, отклонение весьма невелико.

Рекомендуемый Kodak метод тестирования наличия лейко-формы голубого пигмента и недофиксированного серебра - повторная отбелка и фиксирование в гарантированно-хороших отбелке и фиксаже - дал хорошие результаты: после повторной отбелки в свежем растворе отбелки Jobo и фиксирования в фиксаже Jobo, плотности по каналм во всех патчах изменились менее чем на 0.01D.

Таким образом, инструментальный метод проверки качества показал прекрасные результаты. Тестирование на реальных отснятых пленках тоже не выявило каких-либо отклонений.

Возможные модификации

Потенциально, можно объединить стоп-ванну и отбелку, получив буферизованую отбелку, полностью аналогичную отбелке Jobo. С другой стороны, каких-либо причин делать это - не видно, все хорошо получается и так.

Долговечность рабочих растворов и концентратов

Для раствора проявителя, по всей видимости, применимы кодаковские нормы - 6 недель в полной бутыли, 4 недели - в неполной. Концентрат проявителя, по опыту хранения концентратов от Jobo, будет храниться 3-5 месяцев после открывания бутыли, после чего проявляющее вещество окислится и изменит цвет. С учетом цены проявителя и того факта, что компоненты приобретаются отдельно - это не страшно, вылить проявитель практически не жалко. В качестве руководства "по выливанию" следует использовать документ Kodak Z131 - в нем описаны нормальные кондиции концентратов, все что выходит за эти рамки - стоит выливать (мы же боремся не за экономию, а за качество результата).
Замечание от 05.11.2004 По результатам 8 месяцев работы по описанному процессу, можно утверждать что время хранения открытых концентратов проявителя составляет как минимум 8 месяцев. Другими словами, порция химии с начала февраля по начало ноября не стала хуже.

Отбелка в сухом виде хранится бесконечно. В виде рабочего раствора - должна храниться очень долго, ибо никаких реакций происходить в ней не должно. Несколько месяцев, по меньшей мере.
Замечание от 05.11.2004 А вот использованный отбеливающий раствор хранить не стоит даже несколько дней. Очевидно портится.

Фиксаж, стоп-ванна и стабилизатор - тоже химически стойкие и должны храниться в виде концентратов, по меньшей мере, годы, в виде рабочего раствора в закрытой посуде - месяцы.

Вредность и ядовитость

Компоненты проявителя достаточно вредны, обращаться с ними нужно аккуратно. То же самое относится к фиксажу и стабилизатору - пить их не надо, при попадании на кожу или в глаза - промыть водой.

Что касается отбелки, то красная кровяная соль считается ядовитой, сливать ее в канализацию во многих странах мира запрещено (что не мешает Jobo делать отбелку именно на этом химикате). Если бороться за чистоту окружающей среды, то желательно связывать отработанную отбелку в берлинскую лазурь/турнбулеву синь, что проще всего делать смесью солей двух и трехвалентного железа (скажем, сульфат Fe(II) и хлорид Fe(III)). Необходимые количества я оцениваю как 70 г. сульфата и 10 г. хлорида на каждый литр отработанной отбелки. Эти химикаты стоят дешево (60-70 рублей за килограмм), а рыба в прудах будет вам благодарна.

Экономика

Стоимость расходных материалов меня заботит в последнюю очередь, однако посчитать ее интересно. В классическом процессе C-41 до 60% стоимости приходится на отбелку - в ее стоимость, похоже, заложены экологические выплаты. Как мы увидим ниже, для предлагаемого процесса экономика другая.

Купленные мной концентраты все рассчитаны на приготовление разного количества растворов, поэтому приведу сводную таблицу с расчетами на 1 литр.

Концентрат/фасовкаКоличество получаемого
рабочего р-ра
ценаЦена литра
рабочего р-ра
Концентрат проявителя Kodak Flexicolor
Developer Replenisher LORR, 4x10 л
52.4 л $35.20 $0.67
Стартер проявителя Kodak Flexicolor, 1.2л 40 л $12.50 $0.31
Итого, весь проявитель: $0.98
Красная кровяная соль, 0.9 кг 11.25 106 р = $3.75 $0.33
Бромистый калий, 1 кг 50 108 р = $3.82 $0.08
Итого, отбелка: $0.41
Фиксаж Kodak C-41RA, 2x10л 25 $13.20 $0.53
Стабилизатор Kodak C-41, 5x20л 100 $13.70 $0.14
Стоп-ванна Ilford Ilfostop, 0.5л 10 $6.90 $0.69
Кислота уксусная ледяная , 1л 167 55 р = $2 $0.01
Натрия ацетат безводный, 1кг 67 900 р = $32 $0.47
Итого, второй вариант стоп-ванны: $0.48
Всего, за 5 растворов по литру каждого: $2.54-2.75

Таким образом, при использовании фирменной стоп-ванны, общая стоимость литра всех рабочих растворов в сумме - $2.75, при использовании самодельной стоп-ванны - $2.56. На всякий случай хочу сообщить, что отбелка от CPAC для C-41 обойдется (одна) в примерно $3 за литр, у основных производителей цены еще несколько выше. В литре рабочего раствора в моих баках можно проявить 8 пленок, что дает себестоимость домашней проявки около $0.35 или 10 рублей за одну пленку. Для сравнения, 5-литровый набор концентратов Jobo стоил 1600 рублей и проявлял, при одноразовом использовании, 40 пленок. Полулитровый набор Agfa стоил еще в разы дороже ($10 за 4 пленки при однократном использовании). Хочется повторить, что качество у самодельного процесса - не хуже.

Дополнительной экономии можно добиться путем повторного использования растворов (кроме, по всей видимости, проявителя), но в таком случае придется обзавестись pH-метром и контролировать pH всех стадий. Но не стоит забывать, что приличная пленка стоит $3-5, экономить на этом фоне 10-15 центов смысла нет.

Оборотная сторона оптовых закупок - старение концентратов - касается только проявителя, но даже если объемы проявки настолько невелики, что 2/3 проявителя из каждой открытой 13-литровой порции пойдет в унитаз, это удорожит проявку, в расчете на одну пленку, примерно на 25 центов, т.е. она все еще останется дешевле проявки в профессиональных лабах (даже без учета транспортных расходов и времени на поездки).

Итого

Итого, процесс перехода на промышленные минилабные химикаты можно считать завершенным. По всей видимости, эта химия будет доступна еще достаточно долго. Очень бы не хотелось устраивать аналогичные исследования на тему проявки E-6, ибо промышленные концентраты для проявки слайдов от приличных фирм в продаже отсутствуют. Пойду я, пожалуй, запасаться FujiHunt E-6.

Литература

  1. Рецепты из rec.photo.film+labs
  2. Проявка C-41 в процессорах Jobo
  3. Kodak Z-131, обработка C-41
  4. Kodak CIS61, требования по pH и плотности растворов
  5. Kodak CIS49, приготовление малых порций растворов
  6. Ю.И. Журба, Краткий справочник по фотографическим процессам и материалам, Москва, "Искусство", 1990, 352 стр., ISBN 5-210-00384-1
  7. FujiHunt, документация на процесс C-41

 




Copyright © Lexa Software, 1996-2009.