ПРОЕКТЫ 


  АРХИВ 


Apache-Talk @lexa.ru 

Inet-Admins @info.east.ru 

Filmscanners @halftone.co.uk 

Security-alerts @yandex-team.ru 

nginx-ru @sysoev.ru 

  СТАТЬИ 


  ПЕРСОНАЛЬНОЕ 


  ПРОГРАММЫ 



ПИШИТЕ
ПИСЬМА














     АРХИВ :: Security-alerts
Security-Alerts mailing list archive (security-alerts@yandex-team.ru)

[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

[security-alerts] FYI: Интернет-сайты не обязательно являю тся СМИ



Несколько OT, но в связи с увеличением числа наездов на сайты, думаю будет 
полезной информацией...

http://www.gdf.ru/content/2007/05/03052007.shtml
----------------------------------------------------


 Ответ Росохранкультуры на запрос ФЗГ.


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
и ОХРАНЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ул. Малая Никитская, д. 12, Москва,
ГСП-5, 123995 Тел./факс: 203-86-11
        

Президенту Фонда защиты
гласности

А.К. Симонову

Зубовский бульвар, д.4, комн.432
На ?
от 29 марта 2007 года.   

 


Уважаемый Алексей Кириллович!

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых 
коммуникаций и охране культурного наследия рассмотрела Ваше обращение от 
26.02.2007 ?07-07 и сообщает следующее.
Российское законодательство не дает легального определения понятия "сайт" 
("сайт в сети Интернет"). Единственным нормативным актом, дающим легальное 
определение на уровне регионального законодательства -определения понятия 
"сайт" является закон г. Москвы от 31.03.2004г. ?20 "О гарантиях доступности 
информации о деятельности органов государственной власти города Москвы". Здесь 
в ст.2 закрепляется: "официальный сайт органа власти (далее - официальный сайт) 
совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или 
решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, 
опубликованному для всеобщего сведения". Отсюда следует, что для регионального 
законодателя сайт - это некая совокупность информационных ресурсов.
Однако само понятие "информационный ресурс" также не имеет легального 
определения на уровне федерального законодательства.
Определение понятия "информационные ресурсы" дается лишь косвенно и только 
применительно к государственным информационным ресурсам. В п.9 ст. 14 
Федерального закона от 27.07.2006г. ?149-ФЗ "Об информации, информационных 
технологиях и защите информации" говорится: "Информация, содержащаяся в 
государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении 
государственных органов сведения и документы являются государственными 
информационными ресурсами".

Следовательно, в правовом смысле Интернет-сайт как информационный ресурс 
представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной 
информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то 
есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего "на основании 
закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, 
определяемой по каким-либо признакам" (ст.2).
Понятие средства массовой информации определяется Законом РФ "О средствах 
массовой информации" от 27.12.1991г.: "под средством массовой информации 
понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, 
кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой 
информации". Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни 
радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой.
Что касается иных форм периодического распространения массовой информации, то 
их правовая природа определяется ст.23 Закона РФ "О СМИ", и ст. 24 указанного 
закона. Очевидно, что статус редакции, издателя или распространителя может 
обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким 
только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт 
может принадлежать информационному агентству, как любой другой объект правовых 
отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой 
периодического распространения массовой информации, а, следовательно не 
приобретает правовой статус средства массовой информации.
Если рассматривать интернет-сайт в контексте положений ст.24 "иные средства 
массовой информации" Закона РФ "О СМИ", то следует прийти к следующим выводам. 
Ч. 1 ст.24 Закона РФ "О СМИ" закрепляет что правила, установленные настоящим 
законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении 
периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, 
созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, 
а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых 
распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений" очевидно, 
что данная норма к Интернет-сайту не может быть применена, поскольку 
Интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой "в виде 
печатных сообщений, материалов, изображений". Сообщения и изображения, 
составляющие содержание Интернет-сайта, не имеют печатной формы: они 
визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может 
иметь доступ к ним "в инт!
 ерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору". Такой 
способ доступа Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (п.2 ст. 16), как 
и Договор ВОИС об авторском праве 1996г., именует доведением до всеобщего 
сведения.
Не применимы к интернет-сайтам и положения ч.2 ст. 2, которая гласит: "Правила, 
установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм применяются в 
отношении периодического распространения

массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные 
телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не 
установлено иное. С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть 
интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через 
телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п.9 
ст.2 Закона об информации определении понятия "распространение информации" как 
действий, направленных "на получение информации неопределенным кругом лиц или 
передачу информации неопределенному кругу лиц".
С другой стороны, ч.7 ст.2 Закона "О СМИ" дает принципиально иное определение 
понятия "распространение продукции средства массовой информации", которое 
определяется как "продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных 
изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм 
(вещание), демонстрация кинохроникальных программ". Конечно, сайт может иметь 
копии, но вряд ли их число достигнет когда-либо одной тысячи штук
Таким образом, Интернет-сайт по определению не может считаться "иным средством 
массовой информации", а, следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в 
обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не 
основан на Законе РФ "О СМИ", который только и устанавливает обязательность 
регистрации средств массовой информации. Сказанное выше не исключает, а, 
напротив, предполагает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как 
средства массовой информации по заявлению его владельца. Исходя из ч.1 ст.7 
Закона РФ "О СМИ", любой гражданин, объединение граждан, предприятие, 
учреждение, организация, государственный орган вправе учредить средство 
массовой информации в любой не запрещенной законом форме. Поскольку создание 
интернет-сайтов не запрещено законодательством, постольку в этом вопросе каждый 
свободен в самостоятельном выборе меры своего правомерного поведения. Если 
создатель интернет-сайта желает, чтобы на его информационный ресурс был расп!
 ространен правовой режим средства массовой информации, то он должен направить 
в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации данного средства 
массовой информации в соответствии со ст.8,10 Закона "О СМИ".
Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой 
информации, подтверждается и позицией Верховного суда Российской Федерации. В 
постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации ?3 от 24.02.2005г. 
"О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также 
деловой репутации граждан и юридических лиц" сказано: "Под распространением 
сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и 
юридических лиц, следует понимать опубликование таких ведений в печати, 
трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и 
других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также 
с использованием иных средств

телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных 
выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той 
или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу". Очевидно, что 
"распространение в сети Интернет" указывается здесь обособленно от 
распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети 
Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или 
ином сайте, но также через электронную почту, и т.д.
Более того, в постановлении Пленума специально обращается внимание судов на то, 
что "в случае если не соответствующие действительности порочащие сведения были 
размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в 
установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при 
рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо 
руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации". 
Следовательно, Интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации 
лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его 
правовой природы.
Поскольку как было указано ранее регистрация интернет-сайтов в качестве средств 
массовой информации не является обязательной, постольку сама постановка вопроса 
о назначении административного наказания за отсутствие регистрации 
интернет-сайта в качестве средства массовой информации представляется лишенной 
каких-либо правовых оснований.
Согласно ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Нарушение 
порядка изготовления или распространения продукции средства массовой 
информации" устанавливает административную ответственность за "изготовление или 
распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации. 
Однако в отношении Интернет-сайта такое наказание применено быть не может, 
поскольку физически невозможно конфисковать информационный ресурс. И это 
является лишним доказательством того, что создание и ведение Интернет-сайта без 
его регистрации не содержит признаков административного правонарушения, 
предусмотренного ст. 13.21 КоАП Российской Федерации.

Заместитель Руководителя А.А. Романенков

        
Copyright © Glasnost Defense Foundation
        



 




Copyright © Lexa Software, 1996-2009.